Статьи
Каталог товаров

QR-код вместо прав: как это будет работать.

Водители получили право показывать инспекторам ГИБДД электронные права — они подгружаются по QR-коду. Сервис заработает в середине октября. Поможет ли он, если забыл документ, и как будет работать проверка.

В России с 1 октября начался запуск проекта по внедрению использования электронного водительского удостоверения в приложении «Госуслуги. Авто». О возможности предъявлять инспекторам ГИБДД электронные права уже с начала месяца ранее сообщал начальник Госавтоинспекции Михаил Черников на международном форуме Kazan Digital Week. Однако позже в Минцифры уточнили, что на запуск и установку нужного оборудования понадобится время: стартует проект во второй половине октября. Разбираемся, что нужно сделать, чтобы получить электронные права, и как они помогут, если забыл пластиковый документ дома.

Когда начнут внедрять электронные права и как их получить
Тестирование информационных систем МВД России и Минцифры России пройдет в первой половине октября. Предъявлять электронный документ можно будет всем пользователям новой версии приложения «Госуслуги. Авто» во второй половине октября 2022 года. Водители смогут формировать QR-код и показывать его инспекторам для проверки.

Сотрудники Госавтоинспекции будут считывать QR-код с помощью служебных мобильных устройств с установленным специальным программным обеспечением. При этом по правилам водители также должны иметь при себе водительское удостоверение в оригинальном виде. Штраф за забытое водительское удостоверение составляет 500 руб.

Будет ли штраф, если показать только QR-код без «пластика»
Водителям после запуска эксперимента в любом случае придется руководствоваться ПДД, заявил в беседе с Autonews.ru юрист Европейской юридической службы Орест Мацала.

«Суть сводится к тестированию сервиса «Госуслуги. Авто». Туда можно подгрузить сведения о свидетельстве о регистрации транспортного средства и водительском удостоверении. Однако водители в первую очередь должны руководствоваться правилами дорожного движения, — предупредил Мацала. — Так, в п. 2.1.1 до сих пор указано, что водитель обязан по требованию сотрудника полиции предъявить водительское удостоверение, то есть оригинал документа».

Юрист добавил, что пока о возможности предъявить его цифровую версию в ПДД ничего не сказано и поправки не внесены.

«Страховку ОСАГО можно предъявить в цифровом формате, а про водительское удостоверение таких поправок не вносили», — сказал юрист.

В свою очередь, основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, который занимается правовой консультацией инспекторов ГИБДД, сообщил Autonews.ru, что пока ему не поступала информация от инспекторов ГИБДД об установке какого-либо дополнительного приложения на их рабочие планшеты. Он признал, что в целом при возможном дальнейшем переходе на электронные документы водителям станет удобнее. Ведь случайно забыть права может каждый. Особенно если у машины несколько владельцев и документы постоянно приходится перекладывать. При этом, по его словам, инспекторы ГИБДД уже сейчас при необходимости проверяют наличие водительских удостоверений через свою информационную базу и забытые права для водителей — не большая проблема.

«Да, водителям станет немного удобнее. Но сейчас штраф за забытый документ — 500 руб. и на него действует скидка 50%. Эвакуацию машины после такого нарушения давно убрали. Инспекторы ГИБДД к таким водителям относятся весьма лояльно. Если нет никаких подозрений и дополнительных поводов для проверки, таких «бесправников» даже не надо в отдел везти. Вбиваешь данные о номере документа в планшет и смотришь на фото прав и самого человека», — отметил Ильинов.

По его словам, таким способом можно легко сравнить данные с водителем, после чего его можно отпускать.

«Можно выписать штраф 500 руб., а можно вовсе ограничиться устным замечанием. Ведь сейчас у нас есть указание не штрафовать за мелкие нарушения. Да, будет удобнее. Но параллельно стоило бы внести и другие улучшения в закон. Например, если человек забыл СТС, даже если он собственник, без «пластика» у него машину заберут на штрафстоянку. Вот в этом направлении систему тоже стоило бы улучшить», — считает Ильинов.

При этом эксперт выразил опасение, что проверять подделки станет сложнее, а сами проверки будут занимать больше времени.

«Опытный сотрудник ГИБДД может на ощупь за несколько секунд определить, настоящие это права или поддельные. Их можно, грубо говоря, потрогать, понюхать, посмотреть на голограмму. И если возникают сомнения, только тогда можно запустить планшет и проверить права по базе. Там можно сравнить и фотографии водителя, и актуальность информации. Так, сейчас уже истекает срок действия прав, которые выдавали в 2012–2013 годах, которые в базах идут без фотографий», — сказал Ильинов.

Теперь же, по его словам, если водители первым делом начнут предъявлять QR-коды, на их считывание может уходить больше времени. Он уточнил, что за день опытный инспектор может остановить и проверить 50–70 автомобилей. А если идет рейд, то все 100.

«И как это проходит: водителей проверяют быстро. Смотрят на водителя, на права, на СТС и отпускают. А теперь каждый водитель будет доставать телефон, загружать приложение, искать свои данные. Инспектор должен проверить этот код на своем планшете. При этом на экипаж из двух человек наверняка будут выдавать только один планшет, никто не выдаст два. А если на улице зима, мороз и устройство разрядилось? Или вообще нет связи?» — рассуждает Ильинов.

Еще одна задача, которую предстоит решить ГИБДД и Минцифры — защита персональных данных водителей.

«Сейчас разработчики говорят о возможности работы такой базы в режиме офлайн. Но пока это трудно представить — данные о правах постоянно обновляются. Также встает вопрос о защите информации об автомобилистах», — заключил эксперт.